Сначала надо сказать несколько слов о сущности самого страхования. Под ним понимаются двусторонние специфические правовые отношения, вступая в каковые т.н. страховщик обязуется возместить страхователю убытки, которые тот понесет в результате наступления конкретных событий, а страхователь обязан за это производить ежемесячные платежи, именуемые страховыми взносами. Страхование бывает обязательным и добровольным.
Страхование в системе КАСКО относится к добровольному, но уже имеет значительное распространение, т.к. пострадавшие от ДТП или простых поломок водители получают гарантию возмещения возникающих при этом затрат.
Так должно быть. Фактически же многие страховщики, работающие в системе КАСКО, в нарушение договорных обязательств от производства своей клиентуре полагающихся выплат всячески уклоняются, что неизбежно приводит к судебным спорам.
Чтобы не допустить, или хотя бы максимально снизить вероятность их возникновения, каждый владелец личного автотранспорта должен строго соблюдать следующие простые правила:
- Изучить условия предлагаемого договора страхования.
- Решительно отказываться от невыгодных сделок.
Что непременно и обязательно должно быть отражено страховщиком в каждом таком договоре?
- подробный перечень обстоятельств, признаваемых страховыми случаями;
- размер страхового возмещения, подлежащего выплате страховщиком.
- в течение какого периода времени договор будет действовать;
- подробный и ограниченный перечень оснований для отказа в производстве компенсационных выплат.
И не нужно верить заявлениям, что такие договоры являются типовыми, и никаким изменениям не подлежат.
Единственное требование для них – соответствие закону, и обоюдная, а не односторонняя выгода. Если договор составлен грамотно, у пострадавшего водителя споры с его страховщиком, как правило, не возникают, и причитающиеся ему выплаты он получает вовремя.
Споры по договорам страхования, заключенным в системе КАСКО, возникают в основном по следующим причинам:
- страховщик отказывается признавать, что ущерб автомашине был нанесен при обстоятельствах, относящихся к страховым случаям;
- страховщик значительно занижает предлагаемую сумму выплаты по сравнению со стоимостью требующихся ремонтных работ;
- отказ в выплате компенсации страховщик мотивирует отсутствием у него достаточных денежных сумм на счете;
- выплаты производятся, но с значительными задержками.
Возникший конфликт обязательно следует попытаться урегулировать в т.н. досудебном порядке. Для этого надо:
1). Организовать проведение независимой экспертизы, из заключения которой суду потом будет ясно:
- какие автомобиль имеет дефекты, и каковы причины их образования;
- сумма понесенного в результате ДТП либо поломки ущерба;
- насколько автомобиль утратил свою первоначальную товарную стоимость;
- какова его нынешняя рыночная стоимость.
2). Используя этот документ, составить и направить страховщику письменную претензию, где указать, при каких обстоятельствах произошли ДТП либо поломка и какую сумму заявитель требует выплатить ему в порядке компенсации. Для квалифицированного составления такой претензии весьма целесообразна помощь профессиональных юристов, особенно – специализирующихся на делах, связанных с автотранспортом.
3). Обеспечить получение страховщиком указанной претензии, что обеспечивается как личной ее доставкой с получением расписки либо отметки о вручении, так и заказным почтовым отправлением.
4). Еще до того, как от страховщика придет ответ, получить на СТО или в ином ремонтном сервисе предварительный счет на ремонт пострадавшей автомашины.
По получении такого предварительного счета пострадавшим водителям рекомендуется в том же порядке направить страховщику повторную претензию с уточненными требованиями. И вот только когда откажут в ее удовлетворении уже во второй раз или оставят без ответа, следует составлять исковое заявление и обращаться в суд.
Содержание такого заявления будет фактически дублировать повторную претензию.
К иску прилагаются:
- обе претензии с отметками страховщика об их получении либо почтовые квитанции и уведомления о вручении;
- ответы страховщика на предъявленные претензии, если они были им даны;
- независимое экспертное заключение;
- документы, полученные на СТО или из иного ремонтного сервиса.
Исковое заявление может быть составлено пострадавшими водителями как самостоятельно, так и при посредстве профессиональных юристов. Аналогичным образом решается вопрос об участии в судебных заседаниях. Однако, прибегнув к квалифицированной правовой помощи, шансы положительного исхода дела значительно повышаются. Тем более, что все расходы на оплату этой помощи, как и на проведение независимой экспертизы, в этом случае будут возмещены судом за счет ответчика, т.е. страховой компании.
Статья подготовлена при поддержке информационно-правового портала SudovNet.ru