Товарный знак, или бренд, относится к категории разновидностей интеллектуальной собственности (ИС) и представляет собой определенное обозначение, которое индивидуализирует продукт. В зависимости от формы изображения, товарные знаки могут быть:
- словесными (текстовыми);
- изобразительными (логотип);
- комбинированными и другими.
На сегодняшний день регистрация товарного знака в Беларуси осуществляется Национальным центром ИС. В России этим занимается Федеральная служба по патентам. Зарегистрировать бренд могут как юридические лица, так и частные предприниматели.
Почему необходимо регистрировать товарный знак?
Единственным, с законодательной точки зрения, подтверждением исключительного права на бренд является свидетельство его регистрации. Если ваша деятельность привела к тому, что название торговой точки или товара приобрело самостоятельную ценность и хорошо известна широкому кругу людей, это повод для его регистрации. В противном случае, использование товарного знака без регистрации может привести к спекуляции третьими лицами вашей репутацией. Так, недобросовестные конкуренты могут подделывать оригинальный товар или использовать похожие названия или логотипы, «перетягивая» часть потребителей обманным путем.
Это приводит к определенным проблемам:
- Во-первых, продажи снижаются за счет потери определенного количества клиентов. Фактически, вы недополучаете потенциальный максимум рынка.
- Во-вторых, низкое качество подделок бросает тень и на ваш продукт. Постепенно потребители перестают доверять и оригиналу.
- Кроме того, распространена практика регистрации чужих брендов для шантажа неспешных в этом плане авторов в будущем мошенниками.
Зачем нужна оценка товарных знаков?
Законодательство РБ не препятствует покупке и продаже товарных знаков. Таким образом, стать правообладателем товарного знака можно не только придумав его самостоятельно, но и выкупив логотип или слоган у текущего правообладателя. В таких условиях необходимым становится оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности, которая позволяет избежать рисков.
Например, оценка товарного знака необходима при передаче прав, использовании в качестве вклада в уставной капитал, постановки на учет в качестве актива, передачи в залог и так далее. Оценка позволяет получить объективную информацию относительно реальной стоимости этого вида интеллектуальной собственности.