Совет Федерации наконец одобрил принятие федерального закона о введении налогового мониторинга. Планируется дополнить налоговый кодекс РФ новым разделом V.2.
Что же представляет из себя процедура налогового мониторинга?
Налоговый мониторинг – это проверка налоговым органом, правильности, своевременности и полноты уплаты налогов налогоплательщиками.
Для проведения налогового мониторинга налогоплательщику необходимо будет подать соответствующее заявление в налоговый орган. В случае положительного решения, между налоговым органом и компанией налогоплательщиком будет заключено соглашение о расширенном информационном взаимодействии.
После заключения соглашения налоговый орган получит доступ к данным бухгалтерского и налогового учёта налогоплательщика и сможет проверять правильность и своевременность отражения им хозяйственных операций для целей налогообложения.
Это позволит предупредить налогоплательщика о всех возможных налоговых рисках, а также предоставить ему всю необходимую информацию о правильности ( или ошибках) исчисления и уплаты налогов и сборов.
Также законодатель предусмотрел, что в случае заключения соглашения о расширенном информационном взаимодействии, компания-налогоплательщик освобождается от проведения камеральных и выездных проверок.
Процедура налогового мониторинга будет проводиться с 1 января по 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился мониторинг. А заявление о заключении соглашения о расширенном информационном взаимодействии с налоговыми органами, необходимо подать до 1 июля года, предшествующего периоду, за который он проводился.
Также предусмотрены требования к налогоплательщикам для проведения налогового мониторинга. Так :
- Сумма налогов уплаченных налогоплательщиком за прошедший год, должна быть не мене 300 млн. рублей.
- Сумма всех активов налогоплательщика должна быть более 3 млрд. рублей.
- А сумма всех доходов налогоплательщика за прошедший год должна составлять не менее 3 млрд. рублей.
По результатам мониторинга налоговый орган составляет мотивированное мнение по вопросам налоговой политики организации налогоплательщика. В случае несогласия с данным мнением у налогоплательщика есть возможность инициировать взаимосогласительную процедуру на уровне центрального аппарата ФНС России для выработки единой правовой позиции по вопросам налогообложения.
Законом предусмотрены случаи досрочного прекращения налогового мониторинга:
- неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга;
- выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга;
- систематическое (два раза и более) непредставление налоговому органу в ходе проведения налогового мониторинга документов (информации) и пояснений.