Некачественным исполнением услуг или вовсе их неоказанием, к сожалению, никого не удивить. Даже если все договоренности зафиксированы письменно, кто-то из сторон в силу различных обстоятельств может пренебречь даже наличием договора. Чтобы защитить свои права и потребовать от второго участника исполнить договор либо возместить нанесенный им ущерб, необходимо действовать следующим образом:
- сначала переговорить с заказчиком и исполнителем;
- если переговоры не принесли ожидаемого эффекта, то составить и направить претензию о неисполнении обязательств по договору оказания услуг;
- если претензионные требования также не будут удовлетворены, то следует обратиться в судебный орган.
Обращаться сразу за судебной защитой нарушенных прав не стоит, законодательством РФ установлена обязательность соблюдения претензионного механизма в урегулировании конфликтов по договорным обязательствам.
Составляем претензию
Досудебная претензия представляет собой письменные требования в адрес лица, которое нарушило закрепленные договором обязательства. Какие именно обязательства – зависит от конкретной ситуации, обычно поводом к направлению претензии служат следующие обстоятельства:
- исполнителем не были соблюдены сроки оказания услуги;
- заказчиком не были соблюдены сроки оплаты;
- заказчик произвел неполную оплата оказанных услуг либо вовсе их не оплатил;
- были оказаны услуги ненадлежащего качества;
- заказчик не возместил затраченные на оказание услуг средства;
- заказчик отказался принимать оказанные ему услуги и т.д.
Утвержденной формы, по которой следует составлять претензии о невыполнении обязательств по договорам оказания услуг, не существует (пример составления: http://www.freshdoc.ru/iski/dokumenty/pretenzii/pretenzionnoe_pismo_nevypolnenii_uslovij/). Все, что вам потребуется – это либо лист бумаги с рукой, либо компьютер и принтер. Для составления претензии также необходимо при себе иметь договор, обязательства по которому были не исполнены, и другие документальные доказательства сделки (платежки, акты, накладные, результаты экспертизы, счета, чеки и пр.).
Теперь приступаем к составлению заявления:
- Необходимо указать все имеющиеся сведения об адресате (информацию лучше брать в таком виде, в каком она отражена в договоре. Потому что магазин “Буратино”, к примеру, по документам может фигурировать как ООО “Мальвина” и т.д.).
- Сведения о заявителе (также лучше ориентироваться на реквизиты, указанные в договоре).
- Данные заключенного договора – его номер, дату, предмет сделки (то есть какие услуги, в каком объеме и в каком сроке должны были быть оказаны);
- Какие договорные обязательства были нарушены (желательно со ссылкой на конкретный пункт договора) и что может послужить доказательством этого (например, был заключен договор на оказание услуг по составлению искового заявления. Исполнитель составил иск, заказчик его принял и оплатил, но суд ему отказал в принятии заявления из-за того, что в документе были указаны не все данные. В таком случае надо акцентировать внимание на некачественном оказании услуг по составлению документа).
- Предъявляемые к адресату требования (оплатить услуги, возместить расходы, выплатить неустойку и пр.);
- Срок, до которого должны быть удовлетворены предъявляемые требования.
- Предупреждение о последующем обращении в суд, если не будет исполнена данная претензия.
- Дата составления претензии.
- Подпись заявителя.
Претензию о неисполнении обязательств по договору оказания услуг следует составить в 2 экземплярах – один из экземпляров должен остаться у самого заявителя. Также необходимо иметь подтверждение получения претензионного письма адресату, для этого вы можете вручить его лично под роспись либо направить письмом с уведомлением.