Встреча Дмитрия Медведева с президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным

0

Обсуждались актуальные вопросы в сфере регулирования рынка труда, в частности, возможность введения четырёхдневной рабочей недели, а также участие бизнес-сообщества в процессе реформирования системы государственного контроля и надзора.

Из стенограммы:

Фото: Встреча Дмитрия Медведева с президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным

Встреча с президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным

Д.Медведев:
Александр Николаевич, мы с Вами вчера присутствовали на открытии большого
мероприятия – чемпионата мира по профессиональному мастерству по методике WorldSkills. Это действительно
существенное мероприятие, ребята соревнуются в профессиональных навыках по
рабочим профессиям. Хотя сейчас этот термин уже потерял своё прежнее значение, особенно с учётом того, что вчера показывали:
это, конечно, высокие технологии. Это всё самым прямым образом – а именно изменения, которые происходят в профессиональных
навыках, в технологиях, – отражается на регулировании рынка труда. И этот
процесс идёт по всему миру, повсеместно.

Мы с Вами принимали
участие и в заседании юбилейной сессии МОТ. Так вот, на что хотел бы обратить
внимание? Очевидно, что нам тоже нужно думать об изменениях в трудовом
законодательстве на будущее, имея в виду различные формы регулирования труда,
включая удалённый труд и гибкий график работы, а также в перспективе, может
быть, и переход к четырёхдневной рабочей неделе. Но, естественно, это нельзя
понимать сейчас слишком буквально – это, конечно, не сию секунду. И абсолютно
точно в этом случае нужно будет учесть все нюансы, связанные с запросами как
работника, так и работодателя. Очевидно, что это должно сопровождаться ростом
производительности труда, с одной стороны, если речь идёт о полноценной рабочей
неделе, и конечно, сохранением
той заработной платы, которая имеется, а не её уменьшением (или
каким-то другим образом чтобы с ней поступили). Очевидно, что эта дискуссия
назрела, – по итогам этой сессии, а также с учётом обсуждения, которое идёт в
экспертных кругах. Я дал поручения министерствам проработать вопросы, связанные
с регулированием процессов, происходящих в трудовой сфере, и просил бы Вас как
руководителя самого крупного нашего объединения работодателей тоже к этой
работе подключиться. Тем более что это непосредственно связано с позицией,
которую занимают сами работодатели, организации, которые выступают в качестве
работодателя, по отношению к работнику.

Есть, наверное, и
другие темы, которые можно было бы обсудить.

А.Шохин:
Во-первых,
Дмитрий Анатольевич, спасибо Вам за эту возможность регулярно обсуждать с Вами
как Председателем Правительства результаты нашего диалога – диалога бизнеса и
власти.

Безусловно, темы,
которые Вы затронули, и в нашей повестке дня имеют приоритетное значение.

Что касается 45-х
соревнований по стандартам WorldSkills,
безусловно, это очень важно, но, мы считаем, это надводная часть айсберга, под
которой скрывается ещё очень много вопросов. Частично Вы их отразили.

В частности, для нас,
действительно, современное трудовое законодательство, которое учитывает все
изменения, в том числе и новые формы занятости – гибкую, дистанционную,
фриланс, о чём мы говорили на сессии Международной конференции труда в июне, –
безусловно, очень важно, и нам надо успевать за изменениями в реальных
компетенциях работников, в реальном изменении характера труда. Та же цифровая
трансформация, безусловно, не может не быть отражена в трудовом
законодательстве.

Мы сейчас разрабатываем
(это я уже говорю как председатель совета при Президенте по профессиональным
квалификациям) стратегию развития национальной системы квалификаций. Просил бы
поддержки в том смысле, чтобы ключевые министерства – Министерство труда и
социальной защиты, Министерство науки и высшего образования, Министерство
просвещения, отраслевые министерства – подключились к этой работе. Мы хотели бы
в конце года эту обновлённую стратегию представить на заседании национального
совета и чтобы Правительство тоже восприняло её со вниманием.

Когда Вы выступили с
этой идеей, мне показалось, что это чересчур радикально – переход на
четырёхдневную рабочую неделю.

Д.Медведев:
Я сказал аккуратно: в будущем.

А.Шохин:
Но контекст, который Вы отметили, позволяет нам увязать все аспекты, связанные
с трансформацией технологической базы, ростом производительности труда,
изменением трудового законодательства. Безусловно, тут должен быть выбор и у
работников, если повышается производительность: может быть, кому-то захочется
больший доход получать, кому-то – получить свободное время.

Мы готовы включиться в
эту работу вместе с Правительством и оценить все аспекты, позицию всех заинтересованных
сторон. На Российской трёхсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений мы эту тему в ближайшее время рассмотрим.

Д.Медведев:
Я обязательно затрону эту тему в общении с нашими коллегами из профессиональных
союзов. Вы правильно сказали про трёхстороннюю комиссию. С другой стороны,
правильно отметили, что если говорить об изменениях в регулировании, то они
должны быть гибкими. Кто-то хочет работать больше, кто-то хочет работать
меньше, но при понимании того, что сохраняется система оплаты труда, которая
изначально предусмотрена трудовым договором. Это первое.

Второе. Такие
возможности должны быть предусмотрены трудовым законодательством. Я напомню,
что ещё совсем недавно – в историческом плане – в нашей стране была
шестидневная рабочая неделя. И это рассматривалось как норма. Сейчас нормой
является пятидневная рабочая неделя. Общество развивается, технологии не стоят
на месте, именно поэтому эти вопросы появляются в повестке дня.

Договорились, в таком
ключе и будем работать.

Ещё один вопрос хотел
задать – по поводу избыточных административных барьеров и того, что получило
образное название «регуляторная гильотина», то есть нормативное отсечение избыточного
и устаревшего регулирования. Как здесь идут дела?

А.Шохин:
Мы здесь плотно работаем с Правительством, с Аппаратом Правительства прежде
всего, с рядом министерств и ведомств, федеральными контрольно-надзорными органами.
В сентябре должна завершиться первая часть работы. В частности, речь идёт о
двух законопроектах, которые Правительство будет вносить, надеюсь, в ближайшее
время в Государственную Думу. Это так называемый материальный
закон
– об основных обязательных
требованиях – и процессуальный закон, который прописывает процедуры проверок,
надзорных действий и так далее.

Должен сказать, что мы
по многим этапам этой работы высказывали замечания, предложения, многие из них
учтены, и можно считать, что здесь достаточно высокий уровень взаимодействия.
Но при этом стопроцентного взаимопонимания ещё нет. И в этой связи, Дмитрий
Анатольевич, хотел бы затронуть такой вопрос. Мы пытаемся внедрить оценку
регулирующего воздействия законопроектов, принимаемых Думой во втором чтении.
Понятно, Дума суверенна в процедурах, регламенте и так далее. Кое-что в
регламенте Думы в этом направлении сделано. Мне кажется, что и Правительство
тут действует очень правильно, предлагая, например, к своим же законам,
внесённым в Государственную Думу, поправки, которые обсуждаются публично и
рассматриваются на заседании Правительства.

Д.Медведев:
Да, мы такую практику внедрили, раньше этого не было. И теперь, действительно,
по сути, дважды рассматриваем закон. Но это неплохо, это позволяет качество
контролировать.

А.Шохин:
Я
хотел бы, чтобы и по этим законопроектам нам дали возможность такую же
процедуру провести в публичном уже пространстве. Это не будет означать, что мы
критикуем предложения Правительства. Мы будем искать совместные решения.

Д.Медведев:
Хорошо, Александр Николаевич. Давайте посмотрим, я дам указания Аппарату
Правительства. Зачастую ко второму чтению законопроект уже приобретает совершенно
другое содержание, здесь Вы правы. Именно поэтому мы и стали рассматривать это
на заседании Правительства, хотя это, казалось бы, повторение работы. Но,
повторяю, между первой версией закона и вторым чтением может быть колоссальная
разница. В этом плане, наверное, и оценка регулирующего воздействия имеет значение.
Я поручу Аппарату, пусть этим займутся.

<…>

Источник


Мы будем рады и вашему мнению

Оставить отзыв