Совещание с вице-премьерами

В повестке: о государственной программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя», о поддержке региональных театров и сельских домов культуры.

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Сообщение Дмитрия Козака о государственной программе развития Крыма

Сообщение Ольги Голодец о поддержке региональных театров и сельских домов культуры

Из
стенограммы:

Фото: Совещание с вице-премьерами

Совещание с вице-премьерами

Д.Медведев:
Начну
с документа, который направлен на развитие внутреннего и въездного туризма. Мы
этой теме уделяем большое внимание. Не так давно она рассматривалась у
Президента.

У нас очень хорошие
возможности для развития туризма, но далеко не везде созданы нормальные
условия. В рамках национального проекта «Экология» мы будем развивать
экологический туризм и целый ряд иных направлений, которые также вошли в
национальные проекты.

Я подписал
постановление Правительства, согласно которому мы направим субсидии на создание
обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров в 22 регионах. Всего на эти
цели предусмотрено в федеральном бюджете около 21 млрд рублей на этот год
и последующие два года. За счёт такой поддержки государства в 24 кластерах
должны появиться новые, комфортные гостиницы, кемпинги, кафе, прокат
транспорта, то есть нормальная, полноценная туристическая инфраструктура.

Конечно, региональным
властям нужно отремонтировать существующие объекты, привести в порядок
коммуникации, обеспечить по возможности транспортную доступность к местам,
которые интересны туристам, – словом, привести кластеры в нормальный,
цивилизованный вид, чтобы у наших и иностранных граждан было желание приезжать
и отдыхать.

Список участников совещания с вице-премьерами, 4 февраля 2019 года

Всё это нужно делать,
уделять этому внимание, правильно расставлять приоритеты и деньгами эффективно
управлять. Мы в этом контексте приняли решение о том, чтобы этими вопросами
занималось в большей степени Министерство экономического развития, поэтому сам
орган по управлению был туда передан. Нужно повысить эффективность работы. Я просил бы Аппарат
Правительства подготовить предложения по кадровому усилению
этого ведомства.

Ещё один вопрос
касается привлекательных с точки зрения туризма регионов – Республики Крым и
Севастополя. Важно, чтобы они, во-первых, как можно быстрее нагоняли другие
регионы России. Конечно, прежде всего речь идёт о жизни самих крымчан. И
во-вторых, стабильно развивались дальше.

Оба субъекта подключились
к реализации национальных проектов. Региональные власти утвердили ряд
региональных проектов и программ.

Я утвердил государственную
программу по развитию Республики Крым и Севастополя, подписал соответствующее
постановление Правительства.

Этот документ
охватывает весь комплекс задач, которые нужно решить для развития полуострова.
В него вошла и федеральная целевая программа, которая на полуострове
реализуется уже с 2015 года. То есть это не какая-то новая работа, это
продолжение старой. Тем не менее здесь также расставлены акценты, и самое
главное, что деньги в бюджете на эти цели заложены. На 2019-й и ближайшие три
года – почти 310 млрд рублей в общей сложности. Причём практически половину
этой суммы мы направляем уже в этом году.

Нужно добиться
конкретных результатов. Речь идёт о создании инфраструктуры, автомобильных
дорог, обеспечении региона водой, поскольку это реальная проблема,
электроэнергией (здесь уже многое сделано) и создании социальной
инфраструктуры.

Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Козаку), как будет реализовывать этот, по сути,
новый этап программы, которую мы уже осуществляем, но в несколько иной форме, и
какие результаты будут?

Фото: Совещание с вице-премьерами

Сообщение Дмитрия Козака на совещании с вице-премьерами

Д.Козак:
Что касается государственной программы, которая была утверждена, в неё вошла
обновлённая федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие
Крыма и города Севастополя до 2022 года». Также госпрограмма вобрала в себя и
другие мероприятия, связанные с социально-экономическим развитием Крыма и
Севастополя, которые реализовывались во внепрограммном режиме. Это прежде всего
развитие свободной экономической зоны, создание благоприятных условий для
развития предпринимательства в целом, привлечение внебюджетных источников
финансирования, развитие туристского потенциала Республики Крым и города
Севастополя.

Если говорить об основных итогах и перспективах
развития Крыма, то основным направлением и государственных программ, и
федеральной целевой программы является преодоление инфраструктурного отставания
этих регионов от всей России. Основными направлениями является развитие прежде
всего транспортного комплекса, развитие энергетического комплекса, инженерной
инфраструктуры и водообеспечение. На эти цели на транспорт направляется 55% от
общего объёма финансирования (это самая, может быть, важная проблема с точки
зрения развития туризма и обеспечения транспортной доступности для жителей
Крыма), 12% – на развитие социальной инфраструктуры, 10% – энергетики и 9% –
инженерной инфраструктуры.

Если говорить о промежуточных перспективах и задачах
развития Крыма, то в 2014 году мы утвердили федеральную целевую программу, с
2015 года валовый региональный продукт Республики Крым увеличился на 55%, города Севастополя –
на 66%. К 2022 году ставится задача удвоения валового регионального продукта по
целевым показателям, предусмотренным программой. Объём инвестиций в основной
капитал на душу населения уже увеличился в 3,3 раза в Республике Крым, в 4,3
раза – в Севастополе. К 2022 году он должен увеличиться в 4,4 раза в Республике Крым и в 7 раз –
в Севастополе.

Что касается объёма
инвестиций, ключевой объём является непосредственным следствием реализации
федеральной целевой программы. Но уже сегодня в рамках свободной экономической
зоны (режим СЭЗ был введён с 2015 года), несмотря на все внешние ограничения,
санкции, которые вводятся в отношении инвесторов, на территории Республики Крым
работает 1700 резидентов с обязательствами по инвестициям в объёме 75 млрд
рублей и по созданию 45 тыс. рабочих мест. На сегодняшний день уже реализовано
проектов на 45 млрд рублей и создано 30 тыс. рабочих мест в Республике Крым.
Это важный показатель.

Наряду с реализацией
федеральной целевой программы, которая нацелена на снятие инфраструктурных
ограничений для развития бизнеса, нами утверждён график вовлечения в
хозяйственный оборот земель и объектов государственной и муниципальной
собственности. Мы строго следим за его соблюдением, с тем чтобы одновременно с
планами по снятию инфраструктурных ограничений появлялись частные инвесторы, которые должны будут
вкладывать в соответствующие земли, чтобы программа имела должную синергию.

За этот период вырос объём
налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов Крыма и Севастополя
на душу населения: в Республике Крым – на 28%, в Севастополе – на 32%.

Важна также задача по социальному
обустройству. Количество мест в дошкольных образовательных учреждениях выросло
почти вдвое. Построено 46 ФАПов и амбулаторий в сельской местности.
Протяжённость автомобильных дорог, которые соответствуют нормативным
требованиям, существенно выросла, а к 2022 году – с учётом реализации национального
проекта и комплексного плана развития магистральной инфраструктуры – количество
таких дорог и в Крыму, и в Севастополе удвоится.

Что касается вопроса, как будет
управляться программа. На сегодняшний день в рамках действующей программы уже
завершено строительство или реконструкция 240 объектов. Ещё по 400 объектам
завершено проектирование. Практика показывает, что наиболее длительный период в
процессе реализации инвестиционного проекта требуется для решения вопросов
земельно-имущественных отношений, для градостроительного проектирования. 600
объектов сегодня вышли из этой стадии. Практика показывает, что, когда начато
строительство объекта, всё решается значительно быстрее и с меньшими сбоями. Здесь применяется тот же метод
проектного управления. Мы с самого начала по каждому объекту утверждаем
детальный график проектирования строительства, решения земельно-имущественных
отношений. Этот график синхронизирован по каждому объекту с другими объектами,
потому что они часто технологически взаимосвязаны. Жёсткий спрос за выполнение
тех обязательств, которые взяты в соответствии с этим графиком, с конкретных
должностных лиц даёт свои результаты. Если на начальном этапе реализации
программы было достаточно много отставаний, то сегодня таких отставаний от
графика всё меньше и меньше. Я думаю, что к 2022 году мы достигнем высоких
результатов. Республика Крым и город Севастополь должны выровняться с точки
зрения социально-экономического развития со среднероссийскими показателями, а
также с соседними регионами, что для них важнее (рядом Краснодарский край,
Ростовская область), чтобы люди жили не хуже, чем в этих соседних регионах.

Д.Медведев:
Это задача, наверное, самая важная. В то же время нужно следить за тем, чтобы
эти деньги, особенно с учётом того, что основной поток проектов по
инфраструктуре приходится на этот год (поживём – увидим, может быть, придётся
ещё что-то делать), вовремя осваивались. И здесь задача не только местных
властей Республики Крым и Севастополя, но и тех федеральных органов
исполнительной власти, которые отвечают за это, и тех компаний, которые там работают.

И ещё одна важная для регионов тема – развитие
региональных театров, сельских домов культуры. У нас, напомню, проходит Год
театра, мы выделяем деньги на поддержку региональных театров – только за
прошедшие два года было выделено около 3 млрд рублей. Мы не так давно обсуждали
эту тему, когда встречались в ГИТИСе
со студентами, говорили о развитии и поддержке системы театров в стране.
Говорили также на одном из совещаний, в том числе по домам культуры, о том,
каким образом нам их поддерживать, особенно с учётом того, что сельские дома
культуры очень часто находятся в плачевном состоянии или практически закрыты, и
поэтому важно обеспечить финансирование этой деятельности. Там министр культуры
докладывал.

Ольга Юрьевна (обращаясь
к О.Голодец)
, подробнее расскажите, что в ближайшее время по этой тематике
предстоит сделать.

О.Голодец:
Действительно, в национальном проекте «Культура» основное внимание уделяется
развитию регионов, развитию и поддержке театров и домов культуры в небольших
городах, в точках, удалённых от признанных, сложившихся культурных центров.

Что предполагается
сделать? Прежде всего в рамках подпрограммы «Культура малой родины» мы
планируем поддерживать не менее 500 домов культуры ежегодно, на это
запланированы средства. Будет проводиться реконструкция, переоснащение домов
культуры, будет укрепляться их материально-техническая база, чтобы дома
культуры имели возможность обеспечить сельским жителям доступ к нашим лучшим
произведениям театрального и музыкального искусства.

Одновременно будет
работать большая программа по развитию материально-технической базы детских
театров. 40 детских театров подали заявки на участие в программе. И будет
проведена реконструкция, капитальный ремонт в детских кукольных и драматических
театрах.

Средствами все программы
обеспечены. И что очень важно – это будет не только укрепление
материально-технической базы. Началась очень серьёзная содержательная работа –
театральный марафон, который инициирован в рамках проведения Года театра. Начался
он во Владивостоке, собрал специалистов и театральных деятелей Дальневосточного
округа, а дальше он пройдёт по всем округам Российской Федерации и завершится к
ноябрю в городе Калининграде.

Я присутствовала
на открытии театрального марафона во Владивостоке. Там были все театры округа,
коллеги обсуждали между собой современные методы работы, лучшие спектакли,
проходили мастер-классы ведущих специалистов в области театрального искусства.
Организованы гастроли театров, в них участвуют более 100 региональных театров.
Я думаю, что Год театра и национальная программа, которая реализуется, даст
серьёзный импульс развитию культуры в регионах и фактически формированию нового
культурного пространства на территории Российской Федерации.

Д.Медведев: Очень
важно, ещё раз хочу подчеркнуть, что эта работа ведётся в регионах, где, к
сожалению, этим вопросам должного внимания не уделялось, прежде всего, конечно,
из-за финансовых проблем. Сейчас такая возможность в рамках нацпроекта появилась,
поэтому всё это нужно последовательно завершить.

<…>

Источник


Мы будем рады и вашему мнению

Оставить отзыв