Счетная палата проверила исполнение бюджета в сфере образования и науки

0

Счетная палата проверила исполнение бюджета за 2018 год в Минпросвещения, Минобрнауки, Рособрнадзоре, Росмолодежи, МГУ имени М.В. Ломоносова, Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российской академии наук, Российском фонде фундаментальных исследований и Национальном исследовательском центре «Курчатовский институт».

В рамках проверок был выявлен ряд нарушений при распоряжении имуществом, реализации Федеральной адресной инвестиционной программы, выполнении госзадания, ведении бухгалтерского учета. Практически у всех проверенных объектов отмечены нарушения в сфере закупок, в том числе отсутствие требований к закупаемым товарам, несоблюдение требований к объему закупок у субъектов малого предпринимательства, нарушение сроков размещения извещений о закупках и отчетов заказчиков в Единой информационной системе в сфере закупок и другие.

2018 год был не самым простым для Министерства образования и науки Российской Федерации, которое реорганизовано в Минобрнауки России и Минпросвещения России. Стоит отметить, что ряд нарушений по исполнению бюджета связан, в том числе и с тем, что ликвидационные процедуры до сих пор не завершены.

Минпросвещение смогло обеспечить исполнение бюджета лишь на 85,9%. Одна из причин – позднее заключение соглашений о предоставлении субсидий. Например, из 73 соглашений на предоставление субсидий юридическим лицам 41 заключено только в декабре 2018 года.

Остальные главные распорядители бюджетных средств исполнили расходы на уровне 97-100%.

В рамках реализации ФАИП Минобрнауки
допустило строительство объекта без соответствующего разрешения. В декабре 2018 года объект был исключен из ФАИП, хотя на него уже успели потратить 1,9 млн рублей. При этом в отчет о реализации ФАИП указанная сумма не включена. Таким образом, увеличен объем незавершенного строительства.

В 2018 году Министерством планировалось ввести в эксплуатацию 20 объектов и разработать проектно-сметную документацию на 21 объект. При этом по итогам года введено было только 8 объектов (40%), положительные заключения государственной экспертизы получены на 12 проектов (57%).

Курчатовский институт при реализации ФАИП не обеспечил консервацию двух объектов, строительные работы на которых не ведутся с 2006 года. Объем средств, вложенных в эти объекты, составил 75,3 млн рублей.

Академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова получила на строительство Картинной галереи 535 млн рублей, а освоила только около 40% выделенных средств. Срок действия разрешения на строительство истек еще в 2017 году, готовность объекта не превышает 10%, то есть это работы нулевого цикла. Строительство не ведется с августа 2017 года. Проектная документация требует корректировки, при этом объект с 2018 года в ФАИП не включен.

Отдельный блок – нарушения при распоряжении имуществом. Например, из 447 объектов недвижимого имущества, находящихся на балансе РАН, за Академией закреплен лишь 171 объект. Остальные требуют перезакрепления или передачи в казну Российской Федерации и иным правообладателям.

В Минобрнауки не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на 9 объектов недвижимого имущества.

У Курчатовского института отсутствует право оперативного управления на 35 зданий в связи с отсутствием оформленного права собственности Российской Федерации на эти объекты.

В МГУ отсутствует государственная регистрация права собственности Российской Федерации на 12 объектов. Право оперативного управления не зарегистрировано в отношении 8 объектов МГУ и 19 зданий СПбГУ. На земельных участках, закрепленных за СПбГУ, размещены 8 объектов, построенных и реконструированных без разрешительных документов, государственная регистрация прав на них отсутствует.

Министерством просвещения осуществлялся недостаточный контроль за деятельностью подведомственных организаций. Так, 5 объектов Лицея-интерната в городе Геленджике с 2000-2005 гг. используются без разрешения на ввод в эксплуатацию. «Это создает опасные условия для обучения детей», – подчеркнул на Коллегии аудитор Михаил Мень.

Кроме этого, Министерством утвержден новый перечень школьных учебников. Из действующего ранее перечня путем необоснованного направления учебников на дополнительную экспертизу исключено значительное число учебников, что повлекло за собой сокращение доли определенных издательств, учебники которых используются в школах в настоящее время. Во время проверки в Минпросвещения России поступило предупреждение ФАС о необходимости включить в Федеральный перечень исключенные учебники, срок исполнения которого еще не наступил. «Со своей стороны, мы держим этот вопрос на контроле», – подчеркнул аудитор Михаил Мень.

В Рособрнадзоре отмечается снижение эффективности государственного контроля в сфере образования по 6 из 20 показателей. При сохранении штатной численности Службы общее число проверок сократилось в 2018 году в 1,8 раза. Кроме того, не реализуется План по внедрению модели риск-ориентированного подхода проведения мероприятий, утвержденный Службой еще в 2017 году. При этом на разработку указанной модели потрачено 2,6 млн рублей.

Также необходимо отметить, что результаты проведенных Рособрнадзором мероприятий зачастую оспариваются в суде. Так, суд признал недействительными распоряжения о приостановлении государственной аккредитации и лицензии двум частным организациям высшего образования. «Это может свидетельствовать о несовершенстве нормативных актов в сфере лицензирования и аккредитации, что, в свою очередь, может являться коррупционным фактором», – подчеркнул аудитор.

В декабре 2018 года Минобрнауки России по результатам аукциона, где участвовали две аффилированные друг к другу компании, заключен контракт на информационную систему по формированию сводной отчетности Министерства на сумму 2,9 млн рублей. При этом полномочия по ведению бюджетного учета и формированию отчетности Минобрнауки переданы Федеральному казначейству, экономическая целесообразность указанной закупки отсутствует.

Кроме этого, Минобрнауки не представило информацию для подготовки годового отчета о реализации 4 госпрограмм, в том числе госпрограммы «Развитие образования», где министерство отвечает за исполнение 26 показателей из 88. В результате отсутствие отчетных данных не позволило оценить результаты реализации госпрограммы.

По итогам 2018 года не достигнуты значения 9 из 10 показателей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», координатором которой является Росмолодежь. При этом и сами показатели госпрограммы сформированы некорректно. Например, плановое значение показателя по доле участвующих в реализации Программы на 2018 год составляет 130%, показателя по доле информированных о мероприятиях Программы граждан – 200%. По словам аудитора «создается впечатление, что каждого гражданина нужно проинформировать 2 раза!».

Источник


Мы будем рады и вашему мнению

Оставить отзыв