Российский инвестиционный форум «Сочи-2019»

0

Пленарное заседание «Факторы успеха: идеи, кадры, компетенции».

Фото: Российский инвестиционный форум «Сочи-2019»

Осмотр выставочных стендов Российского инвестиционного форума «Сочи-2019»

Фото: Российский инвестиционный форум «Сочи-2019»

Осмотр выставочных стендов Российского инвестиционного форума «Сочи-2019»

Фото: Российский инвестиционный форум «Сочи-2019»

Осмотр выставочных стендов Российского инвестиционного форума «Сочи-2019»

Фото: Российский инвестиционный форум «Сочи-2019»

Выступление Дмитрия Медведева на пленарном заседании Российского инвестиционного форума «Сочи-2019»

Фото: Российский инвестиционный форум «Сочи-2019»

Выступление Дмитрия Медведева на пленарном заседании Российского инвестиционного форума «Сочи-2019»

Фото: Российский инвестиционный форум «Сочи-2019»

Выступление Дмитрия Медведева на пленарном заседании Российского инвестиционного форума «Сочи-2019»

Предыдущая новость

Следующая новость

Осмотр выставочных стендов Российского инвестиционного форума «Сочи-2019»

Ключевая тема форума – «Национальные проекты: от стратегии к действию». 

На площадке форума работает выставка инвестиционных проектов регионов и компаний. 

Пленарное заседание форума

Из
стенограммы:

Фото: Российский инвестиционный форум «Сочи-2019»

Сочи, Краснодарский край

Выступление Дмитрия Медведева на пленарном заседании Российского инвестиционного форума «Сочи-2019»

Д.Медведев:
Добрый
день, коллеги!

Рад приветствовать вас
на нашем Российском инвестиционном форуме.

Я сейчас вспоминал, как
этот форум выглядел ещё лет пять-семь назад, и вижу, каким он стал сейчас. Надо
признать, изменения весьма благоприятные. И это не только качество подготовки
самого форума, за что я хочу поблагодарить всех, кто этим занимался, – конечно,
Краснодарский край, моих коллег из Правительства, из организации, которая ведёт
эту работу.

Это отражает общую
атмосферу, в которой мы стали проводить такие мероприятия. Ведь здесь, в Сочи,
мы обычно делились нашими взглядами на перспективы российской экономики, договаривались
о совместной работе государства и бизнеса, считали бюджетные инвестиции,
частные инвестиции, прогнозировали эффект от этих инвестиций.

Нынешний форум действительно
отличается от всех предыдущих. Впервые мы будем говорить о всестороннем
преобразовании нашей страны. Причём говорить предельно конкретно. Всё, что нам
предстоит сделать для улучшения жизни людей, для обеспечения стратегического
роста и развития страны в ближайшие шесть лет, сведено в показатели
национальных проектов. Именно этим вопросам и посвящён наш форум.

Само слово «проект», напомню, в переводе с латыни
означает «продвижение вперед». Мы ставим перед собой именно такую задачу. Это
девять национальных целей. Двенадцать национальных проектов. Плюс модернизация
магистральной инфраструктуры. 76 федеральных проектов. Это та матрица, тот каркас, на базе которой
мы и будем работать эти годы.

Мы провели очень большую подготовительную работу. Это,
конечно, не единственный залог успеха, но это всё-таки была очень важная часть
нашей деятельности. В ней участвовали многие из тех, кто  сегодня присутствует в этом зале.
Государственные служащие, руководители регионов, представители бизнеса, ученые,
эксперты. Но ещё больше людей занимались подготовкой проектов на местах – непосредственно
в регионах, муниципалитетах. И весь этот мощный интеллектуальный ресурс был использован,
чтобы спланировать глубокие всесторонние преобразования жизни страны.

Мы начинаем не с «нуля», это понятно. У нас есть
успешный опыт национальных проектов, которые были реализованы с 2005 года. Мы всё время к нему обращаемся. Мы с коллегами по Правительству, с
губернаторами всё время вспоминаем, как это было. Мы тогда занимались
отдельными направлениями. И, надо признаться, к удивлению многих, добились
успехов в конкретных сферах.

Взять то же самое
сельское хозяйство. Когда мы начинали им заниматься, этот проект рассматривался
почти как заведомо провальный, но в результате мы превратили АПК в прибыльную
отрасль, которая не просто кормит страну, а ежегодно увеличивает наш экспорт. И
не просто увеличивает экспорт, а является ведущей экспортной отраслью страны.
Кто об этом мог подумать в 2005 году? Никто!

Мы применили тот же
проектный подход, но уже гораздо шире, при выполнении майских указов 2012 года.
В итоге добились достаточно неплохих результатов по целому ряду направлений. У
нас выросла рождаемость, снизилась смертность, зарплаты работников социальной
сферы увеличились. Улучшились условия ведения бизнеса, что констатируют все международные
рейтинги. Мы создали по всей стране сеть многофункциональных центров, которые
оказывают услуги, причём в таком виде, в каком их никогда в нашей стране не
оказывали. Избавили людей от нервотрёпки.

Сегодня у нас принципиально
новый этап. Речь идёт уже не о точечных реформах, а о комплексных решениях, комплексных
преобразованиях практически во всех сферах. Причём одновременно. Национальные проекты, как я уже сказал, – это единая матрица, в которую мы
постарались уложить жизнь всей страны.
Скажем прямо, никогда за историю современной России ничего подобного не
делалось, такого сложного, масштабного, амбициозного.

Труднодостижимые показатели –
об этом всё время говорят, и сейчас это обсуждение продолжается – не значит,
что это невозможные показатели. На самом деле только такие цели и нужно
ставить, если хочешь чего-то серьёзного добиться. Кстати, в Сочи это особенно
остро ощущаешь, потому что все мы помним Олимпиаду, олимпийские цели: выйти за привычные
  рамки
своих возможностей даже вопреки обстоятельствам, – и мы тогда это с успехом
всему миру доказали. Мы отдаём себе отчёт в том, что экономика имеет серьёзные
структурные дисбалансы, что санкционное давление продолжится (вот очередной
опус вчера опубликовали), что наша инфраструктура требует глубокой
модернизации, что наше образование и здравоохранение только на пути к желаемому
уровню. И самое главное, что люди в нашей стране пока живут трудно и хотят
социальной справедливости.

Национальные проекты – один из
путей к решению этих проблем, но важно, чтобы граждане в нашей стране, чтобы
люди не терпели, что называется, до светлого будущего – эти обещания нам всем
хорошо известны, особенно людям старшего поколения, – а чувствовали результаты
каждый день. Люди доверяют не красивым презентациям, словам, а тому, что видят
своими глазами, что называется – из собственного окна. Проложили
дорогу там, где её не было, построили школу, запустили новые автобусы, новые
машины скорой помощи появились, парк благоустроили, набережную сделали – вот
это видимые, зримые результаты.

Фото: Российский инвестиционный форум «Сочи-2019»

Выступление Дмитрия Медведева на пленарном заседании Российского инвестиционного форума «Сочи-2019»

А что можно получить? И что нужно сделать?

Более
1,5 млн новых квартир и 300 тыс. новых индивидуальных домов ежегодно.
40 построенных и реконструированных детских отделений и больниц,
420 центров амбулаторной онкологической помощи. 230 тыс. новых мест в
школах, 245 детских технопарков, 345 мобильных технопарков для детей на
селе. Это одна часть.

С другой
стороны: 40 тыс. км отремонтированных дорог в регионах, столько же –
в крупных городах и их пригородах, практически 50 реконструированных
аэродромов. Ликвидация огромного количества городских свалок. Научные центры
мирового уровня. Этот список можно продолжать.

Я специально
называю эти показатели, эти наши цели, для того чтобы мы ещё раз осознали масштабность задач,
стоящих перед страной. Это очень конкретные вещи, действительно конкретные. Это
не макропоказатели, подчас вызывающие у обычных людей, которые слушают новости,
может быть, какую-то другую реакцию. Это абсолютно конкретные вещи, по которым
и будут судить о выполнении национальных проектов. Это гораздо убедительнее, чем тысячи отчётов, хотя и отчёты
нужны. Они нужны и мне лично, и Правительству. Следить за ситуацией из
московских кабинетов невозможно, поэтому я и мои коллеги по Правительству будем
выезжать в регионы. Мы об этом договорились. Такие поездки
уже начались. Но за каждую недостроенную школу, за каждый непостроенный, неотремонтированный
километр дороги, не приведённый в порядок парк или неубранную свалку будет
отвечать не абстрактная власть, а конкретный чиновник – я надеюсь, что это все
сидящие в этом зале понимают, – отвечать перед Правительством. Эта
ответственность должна быть весьма и весьма серьёзной.

Для успеха у нас есть практически всё: положительная
динамика в макроэкономике, беспрецедентный объём государственных инвестиций в
национальные проекты, вовлечённость и заинтересованность всех регионов. И
наконец, новые кадры и компетенции.

Два слова об экономике.
Сразу скажу: мы до сих пор сталкиваемся с целым рядом неблагоприятных факторов,
они не исчезли. Торговые войны, рост протекционизма и ухудшение условий мировой
торговли. Замедление глобальной экономики. Резкие изменения цен на нефть и
другие товары нашего экспорта. И то, о чём я уже сказал: постоянная угроза
расширения санкций, которые провоцируют отток капитала. Всё это, естественно,
не помогает. Но в то же время
реагирует на все эти факторы наша экономика уже по-другому. Напомню: по итогам
прошлого года валовый внутренний продукт вырос более чем на 2%. Рост экономики
фиксируется уже третий год подряд. Но, конечно, качество этого роста нас не
устраивает. На него влияет много разовых факторов. Но дело даже не в этом.
Самое главное, что этот рост пока не ощущается нашими гражданами. Темпы роста
инвестиций в основной капитал остаются ниже целевых значений. Есть и целый ряд
других неблагоприятных моментов.

Но и сделано уже
немало. Финансовые рынки, банковская система в целом стабильны. В отличие от
многих стран у нас адекватный текущей ситуации, а значит, безопасный уровень
внешнего долга, который, кстати, сократился за прошлый год более чем на 60 млрд
долларов. Положительный платёжный баланс. Значительный профицит федерального
бюджета – около 2,7% валового внутреннего продукта. Растущие международные
резервы. С начала прошлого года мы увеличили их на 43 млрд долларов.

Кроме того, на рекордно
низком уровне, и это действительно очень важно, остаётся безработица – около
4,8% от численности экономически активного населения.

Как мы и ожидали,
инфляция в начале года выросла до 5%. Но мы рассчитываем, что уже через год она
вернётся к  целевому уровню.

Все эти результаты в
условиях, которые, подчёркиваю, сохраняются, позитивно оценивают и
международные эксперты. Напомню, несколько дней назад ещё одно агентство –
Moody’s – повысило суверенный кредитный рейтинг России. Таким образом, все три
рейтинговых агентства признают устойчивость российской экономики. Это весомый
аргумент для инвесторов.

Но наша задача – закрепить эти положительные
тенденции. Действовать мы планируем по следующим направлениям.

Первое. Мы продолжим формировать экономическую
среду, которая стимулирует деловую активность и рост инвестиций. Бюджетная,
налоговая, тарифная политика, отраслевое регулирование должны быть настроены
так, чтобы помогать бизнесу.

У нас неплохое место уже – 31-е, напомню, в рейтинге
Всемирного банка по ведению бизнеса. Теперь мы запустили новый механизм – «Трансформация
делового климата», в рамках которого совместно с бизнесом будем работать по ещё
бóльшему числу направлений. В нём почти полторы сотни мероприятий, которые
помогут сократить сроки и затраты на подключение к сетям, перейти к предоставлению
государственных и муниципальных услуг в сфере градостроительства в электронной
форме, более широко внедрять цифровые технологии, упростить административные
процедуры в сфере международной торговли.

Мы продолжим совершенствовать и сферу контрольно-надзорной
деятельности. Речь идёт о том, чтобы отсечь, причём достаточно жёстко, все
избыточные и устаревшие требования. То есть фактически заново выстроить систему
обязательных требований. При помощи этой «правовой гильотины» создать новый свод правил, по
которым будут проводиться проверки.

Это сделать нужно оперативно. В самое ближайшее
время по каждому виду надзора будет подготовлена «дорожная карта». К 1 февраля
2020 года все нормативные решения должны быть приняты, законодательные
предложения – внесены в Государственную Думу.

И нужно создать нормальную научно-методическую базу.
Речь идёт о создании новой, по сути, науки – комплексной отрасли знания,
которая включает в себя и право, и экономику, и математические науки.

Этим системно у нас
никто не занимался, поскольку мы живём в контрольных реалиях прошлого века,
когда многочисленные проверяющие следят за соблюдением устаревших и избыточных
требований, которые не обеспечивают ни исключения смертности, ни снижения
травматизма, ни уменьшения других рисков. Эту ситуацию точно нужно переломить в
ближайшее время.

Второе. Мы
рассматриваем национальные проекты как инвестиционный инструмент, который
позволяет направлять на приоритетные цели ресурсы из разных источников.
Параметры финансирования национальных проектов действительно впечатляют: за
ближайшие шесть лет – более 25,7 трлн рублей. Давайте ещё раз осознаем эту
цифру. Никогда в истории современной России даже близко о подобных деньгах мы
не говорили.

Это не только бюджетные
средства. Мы рассчитываем на активное участие бизнеса, государственных
структур, институтов развития. Сегодня мы встретимся с представителями делового
сообщества, обсудим, как предприниматели видят своё участие в реализации национальных
проектов. Они уже подключились к этому процессу. Формируется предварительный
портфель проектов. Заявлена почти тысяча проектных инициатив практически на 76
трлн рублей. 250 из них – это уже инвестиционные предложения, общий объём –
порядка 12 трлн рублей. Сферы разные – от строительства газохимических
комплексов и мусоросжигательных заводов до создания российских программных
продуктов с элементами искусственного интеллекта. 100 проектов уже рассмотрено.
Рассчитываем, что до конца года начнётся практическая работа по этим проектам.

Третье. Чтобы
поддержать инвестиционную активность в важнейших секторах экономики, подготовлен
отраслевой раздел Плана по ускорению темпов роста инвестиций в основной
капитал и повышению до 25% их доли в валовом
внутреннем продукте.

Геология и недропользование, электроэнергетика, транспорт, сельское
хозяйство, строительство – все эти сферы имеют свою специфику. Соответственно,
требуют особого регулирования. Для развития отдельных участков транспортной
инфраструктуры будут установлены специальные долгосрочные
тарифы. Участники проектов по строительству и эксплуатации
высокоскоростного железнодорожного транспорта получат льготы по уплате части
налогов и возмещению затрат.

Также предусматривается уточнить механизм предоставления субсидий в
промышленности и сельском хозяйстве с точки зрения их влияния на инвестиционный
процесс, включая смежные отрасли. Для этого
будем использовать методику «инвестиционного мультипликатора».

Мы также планируем изменения в Градостроительный кодекс, которые
упростят механизм комплексного развития территорий, помогут привлечь новых
инвесторов.

Сам по себе объём вложенных средств – это ещё не гарантия успеха, особенно
если речь идёт о бюджетных деньгах. Поэтому нужно и дальше работать над
повышением отдачи от государственных инвестиций.

Четвёртое направление работы – это развитие уже действующих инструментов
стимулирования инвестиций, включая механизм специальных инвестиционных
контрактов, который создаёт условия для вложения денег в высокотехнологичные
сектора. В  частности, в новой версии так называемых СПИКов (специнвестконтрактов) в обязательном порядке предусмотрено
участие регионов и муниципалитетов.

Кроме того, будет увеличен предельный срок действия специнвестконтрактов,
более чётко определены обязательства инвестора, разработан перечень технологий
и порядок контроля за исполнением обязательств. Планируется внесение
изменений в Налоговый кодекс, включая применение льготы в течение всего срока
действия СПИК по налогу на прибыль для организаций, которые получили
статус налогоплательщика.

Ещё один механизм, который у нас действует с прошлого года, –
специальные административные районы. Это фактически «территории привилегий»,
где для инвесторов создан особый режим налогообложения, валютного регулирования,
предусмотрены другие льготы. Таких районов пока два – в Калининградской
области, Приморском крае. Нужно посмотреть на их результаты – если мы
признаем их удовлетворительными, интересными, тогда можно будет подумать и о
распространении этого опыта.

Уважаемые коллеги, мы с вами отлично понимаем, что наша страна живёт в достаточно
разных материальных измерениях. Но речь идёт не только о деньгах, но и о
возможностях. Наша ключевая задача – чтобы такие различия между регионами стали
минимальными, чтобы у людей вне зависимости от того, где они живут, были
нормальные условия для жизни – достойная зарплата, возможность выбирать работу,
нормальное жильё, дороги, медицина, образование… 

Продолжение следует…

Источник

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить отзыв