Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о ратификации Конвенции Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения

0

Федеральный закон от 3 октября 2018 года №349-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму постановлением Правительства от 16 июня 2018 года №685. Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенция № 102) принята на 35-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда 28 июня 1952 года в Женеве и вступила в силу 27 апреля 1955 года.

Проект федерального закона «О ратификации Конвенции
о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции № 102)»
(далее, соответственно, – Федеральный закон, Конвенция № 102) был внесён в
Госдуму постановлением Правительства от 16 июня 2018 года №685.

Федеральный закон принят Государственной Думой 27 сентября 2018 года
и одобрен Советом Федерации 3 октября 2018 года.

Конвенция № 102 принята на 35-й сессии Генеральной
конференции Международной организации труда 28 июня 1952 года в Женеве и
вступила в силу 27 апреля 1955 года. В настоящее время Конвенцию №102
ратифицировали 55 государств.

Статья 2 Конвенции №102 позволяет государствам самим
определить ее разделы, в отношении которых ими принимаются международные
обязательства.

Федеральным законом предлагается принять от имени
Российской Федерации обязательства в отношении семи разделов Конвенции
№102 – медицинское обслуживание, обеспечение по болезни, обеспечение
по старости, обеспечение в связи с несчастным случаем
на производстве и профессиональным заболеванием, обеспечение
по материнству, обеспечение по инвалидности и обеспечение
по случаю потери кормильца.

Анализ российского законодательства в сфере охраны
здоровья нормам Конвенции №102 (федеральные законы «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации», «Об обязательном
медицинском страховании в Российской Федерации» и другие нормативные
правовые акты) показывает, что правовое регулирование в этой сфере,
а именно охватываемые риски (любое болезненное состояние независимо
от его причины, а также беременность и роды), круг лиц (помощь
предоставляется всем гражданам), виды медицинской помощи, продолжительность ее
оказания, отсутствие требований к стажу для приобретения права
на оказание медицинской помощи, предоставление основных фармацевтических
средств по предписанию врача или другого медицинского работника,
соответствуют положениям раздела II Конвенции №102 «Медицинское обслуживание».

В отношении раздела III Конвенции №102 «Обеспечение
по болезни» следует отметить, что российское законодательство полностью
соответствует ее положениям, а некоторые нормы устанавливают более высокие
стандарты обеспечения по болезни.

Пособие по временной нетрудоспособности, определяемое
Конвенцией №102 как пособие по болезни, предоставляется всем работающим
гражданам (за исключением работающих по гражданско-правовым
договорам), а также гражданам, вступившим в правоотношения
по обязательному социальному страхованию (при условии уплаты страховых
взносов).

В отличие от Конвенции №102 российское законодательство
не обусловливает предоставление пособия по временной
нетрудоспособности периодом уплаты страховых взносов или работы по найму
в том числе для предотвращения злоупотреблений, – право
на получение пособия возникает с первого дня трудовой деятельности.

Пособия предоставляются более широкому кругу лиц, чем это
предусмотрено Конвенцией №102, – обеспечение гарантировано не только
в случае заболевания или травмы, но и в связи
с операцией по искусственному прерыванию беременности,
экстракорпоральным оплодотворением, карантином застрахованного лица
и ребенка в возрасте до 7 лет или другого члена семьи,
признанного недееспособным, протезированием по медицинским показаниям в стационаре,
долечиванием в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после
стационарного лечения. Кроме того, Конвенцией №102 не предусматривается
выплата пособий по уходу за заболевшим членом семьи,
но в России такие пособия существуют многие годы.

Пособие по временной нетрудоспособности при ее утрате
вследствие заболевания или травмы выплачивается, как правило, за весь
период временной нетрудоспособности – с первого ее дня
и до восстановления трудоспособности либо установления инвалидности,
тогда как согласно Конвенции №102 период его выплаты может быть ограничен.

Российское законодательство, в том числе Федеральный
закон от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
(далее – Федеральный закон №125-ФЗ), (раздел VI Конвенции №102 «Обеспечение
в связи с несчастным случаем на производстве
и профессиональным заболеванием») предоставляет более высокий уровень
защиты работников от несчастных случаев или профессиональных заболеваний
(с учетом международных норм в этой области).

Так, размеры пособий по временной нетрудоспособности
и ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем
на производстве и профессиональным заболеванием, оплата
дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной
и профессиональной реабилитацией, индексация выплат значительно превышают
минимальный уровень обеспечения, требуемый Конвенцией №102.

Кроме того, Федеральный закон №125-ФЗ не ограничивает
права застрахованных лиц на возмещение вреда по нормам российского
гражданского законодательства в части, превышающей обеспечение,
предоставляемое в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ. Причинителем
вреда дополнительно, сверх выплат за счет средств обязательного
социального страхования, возмещается моральный вред.

Круг членов семьи, которым предоставляется обеспечение
в связи со смертью кормильца, в России значительно шире, чем
предусмотренный Конвенцией №102, в него включаются все нетрудоспособные
иждивенцы.

Нормы российского законодательства, в частности
федеральных законов «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»,
«Об обязательном социальном страховании на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством», предусматривающие
обеспечение женщин пособиями по беременности и родам, соответствует
минимальным стандартам, установленным разделом VIII Конвенции №102 «Обеспечение
по материнству», по охватываемым случаям, видам пособий (в том числе
предоставляемым в виде медицинской помощи), кругу лиц, периодам
и условиям выплаты пособий, общим подходам к порядку их исчисления.

В ряде случаев российским законодательством установлены
более льготные условия получения таких пособий – отсутствуют требования
к стажу (в России пособия по беременности и родам
предоставляются всем работающим женщинам, без каких-либо исключений,
а также женщинам, обучающимся в профессиональных учебных заведениях).

Согласно Конвенции №102 продолжительность выплаты пособия
может быть ограничена 12 неделями, в России пособие выплачивается суммарно
за весь период отпуска по беременности и родам, минимальная
продолжительность которого составляет 70 дней до родов и 70 дней
после родов (20 недель), а в некоторых случаях продолжительность
отпуска увеличивается до 84, 86 или 110 календарных дней.
Предоставляются также отпуск и пособие при усыновлении ребенка
в возрасте до трех месяцев.

Разделы I, XI – XIV Конвенции №102, содержащие общие
положения, относящиеся ко всем сферам социального обеспечения, обязаны соблюдать
все государства – члены, ее ратифицировавшие. В связи с этим
следует отметить, что согласно Конвенции №102 (приложение к разделу XI)
минимальный размер пособия по беременности и родам для типового
получателя (женщины) определен из расчета в 45% заработной платы.

Пособие по беременности и родам в России выше
этой минимальной нормы и составляет 100% заработка. Однако в общем
правиле имеется исключение: застрахованной женщине, имеющий страховой стаж
менее шести месяцев, пособие выплачивается в размере, не превышающем
минимального размера оплаты труда за полный календарный месяц (ранее
пособие по беременности и родам устанавливалось в размере 100%
заработка).

Порядок и условия назначения страховых пенсий
по инвалидности в России (раздел IX «Обеспечение
по инвалидности») являются более льготными по сравнению
с нормами Конвенции №102.

Разделы V «Обеспечение по старости», и X
«Обеспечение по случаю потери кормильца» Конвенции №102 реализуются
в России в соответствующих положениях федеральных законов «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации», «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О страховых
пенсиях».

Исходя из статьи 29 и приложения к разделу XI
Конвенции №102, обеспечение по старости лицам, имеющим 30-летний стаж
уплаты взносов, должно гарантироваться в виде периодических выплат,
составляющих 40% утраченного заработка. Согласно позиции Правительства России
в целом параметры российской пенсионной системы соответствуют минимальным
стандартам Конвенции №102, предъявляемым к условиям предоставления
обеспечения по старости и обеспечения по случаю потери
кормильца.

Сравнительный анализ российского законодательства и Конвенции
№102 показал, что параметры системы социального обеспечения в России отвечают
положениям Конвенции.

В частности, Конвенция устанавливает чёткое соотношение между
средним размером пенсии и средним заработком. Предусмотрено, что коэффициент
замещения утраченного заработка трудовой пенсией по старости должен достигать
40%. Аналогичный показатель зафиксирован в Стратегии долгосрочного развития
пенсионной системы Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства от 25
декабря 2012 года №2524-р).

В целях оценки уровня пенсионного обеспечения
в стране разработана методика расчета коэффициента замещения прежнего
заработка для социального обеспечения по старости, инвалидности,
по случаю потери кормильца, соответствующая обязательствам, которые
планирует взять на себя Россия в связи с участием
в Конвенции №102 (в целях соотнесения с минимальными нормами
Международной организации труда).

Ратификация Россией Конвенции №102 позволит создать
дополнительные гарантии обеспечения, защиты и реализации пенсионных прав
граждан, послужит ориентиром для дальнейшего совершенствования правового
регулирования и практической деятельности в сфере социального,
в том числе пенсионного обеспечения, граждан.

Конвенция №102 обладает собственным контрольным механизмом,
который предполагает регулярное (один раз в пять лет) представление
Международному бюро труда докладов о выполнении обязательств, взятых
государством при ратификации Конвенции. Выполнение этих обязательств будет
оцениваться по методике самой Конвенции №102.

Конвенция №102 
подлежит ратификации на основании пункта 2 статьи 15 Федерального
закона «О международных договорах Российской Федерации» и статьи 79
Конвенции.

Оригинал.

Источник

Новости партнеров:

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить отзыв