Круглый стол «Экономика городского комфорта» государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»

Дмитрий Медведев принял участие в работе круглого стола в рамках форума «Сочи-2019».

Выступление председателя государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Игоря Шувалова

Выступление председателя правления ПАО «СИБУР Холдинг» Дмитрия Конова

Выступление губернатора Тюменской области Александра Моора

Выступление губернатора Ивановской области Станислава Воскресенского

Выступление генерального директора – председателя правления ОАО «Российские железные дороги» Олега Белозёрова

Выступление Дмитрия Медведева

Из стенограммы:

<…>

Фото: Круглый стол «Экономика городского комфорта» государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»

Круглый стол «Экономика городского комфорта»

Фото: Круглый стол «Экономика городского комфорта» государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»

Круглый стол «Экономика городского комфорта»

Предыдущая новость

Следующая новость

Круглый стол «Экономика городского комфорта»

И.Шувалов: Дмитрий
Анатольевич, мы внимательно следили за тем, как шла дискуссия в рамках
пленарной сессии. Мы изучали материалы, которые были перед форумом, готовились.
В Вашем интервью было интересно сказано, Вы сказали, что одна из амбиций
Правительства – чтобы люди сказали: «Мне нравится та жизнь, которой я живу».
Преломляя это к тезисам, которые мы сегодня здесь обсуждаем, мы бы хотели,
чтобы с течением времени мы все могли бы сказать: «Мне нравится та жизнь,
которой я живу, в том городе, в котором я живу».

Мы с коллегами
сейчас обсуждаем, какие же элементы для того, чтобы экономика в городах была наиболее
успешной, являются основными, с чего нам в первую очередь надо начать. Начали
мы с блока образования. По Вашему поручению несколько лет назад мы начинали
образование команд по моногородам, все 319 команд обучены. Я выражаю мнение
всех институтов развития, мы это заблаговременно обсуждали, обращаюсь к Вам с просьбой
поддержать и финансирование, и организацию нового проекта – процесса по
обучению управленческих команд в городах России. Не ограничиваться только тем,
что мы дали моногородам, а начинать с крупнейшей сотни, за исключением Москвы и
Петербурга и тех городов, которые прошли обучение в рамках предыдущих программ,
и дать возможность за пять лет тем или иным инструментарием подключиться к этой
программе всем городам Российской Федерации. Просим это поддержать.

Второе – дать
возможность городам и субъектам Российской Федерации создавать новые
мастер-планы и осуществлять их в полном взаимодействии с предпринимателями.
Сейчас мы пригласили Дмитрия Владимировича (Конова),
Вы ему сегодня вручали премию. «СИБУР» – отличая компания, мы все на неё
смотрим как на одного из передовых бизнес-агентов, которые очень ответственно
себя ведут в социальном плане и добиваются первоклассных результатов в бизнесе,
модернизируя свои производства. Сейчас Дмитрий Владимирович и губернатор
расскажут, как осуществляется взаимодействие крупного бизнеса с субъектом по
развитию городов. До этого мы посмотрели на интересный кейс, как в небольшом
городе Калининградской области компания, наоборот, пришла как резидент и
помогла развить экономику и социальную сферу этого города.

Д.Конов
(председатель правления ПАО «СИБУР Холдинг»): Тобольск – неизбежное место для
строительства нефтехимического предприятия, потому что там родился Менделеев.
Помимо других вещей, которые он привнёс в нашу жизнь, также он родоначальник
периодической таблицы, несправедливо неназываемой иногда его именем за
пределами России. Мы начали проектировать и строить «ЗапСибНефтехим» в 2013
году, закончив предыдущую свою стадию – проект по развитию в Тобольске. С
самого начала вместе с руководителями области мы понимали, что этот проект
нельзя разделить на традиционные зоны: бизнес строит и создаёт рабочие места, а
город и область занимаются всем остальным вокруг него. Этот проект не сложился
бы, если бы его реализация не шла вместе с областью, если бы не было поддержки
области. Развитие социальной среды города Тобольска также не сложилось бы, если
бы не было этого проекта, по крайне мере не с такой скоростью.

Проект приносит
рабочие места. В город, где живут 100 тысяч человек, работают 3,5 тысячи
сотрудников «СИБУРа», мы дополнительно привозим около тысячи человек из других
регионов, для того чтобы запустить и эксплуатировать предприятие. Мы платим
налоги, наши подрядчики, которых было 28 тысяч человек в пи́ке, платят налоги. Вокруг
создаются сервисные компании, которые нужны для логистики, для обслуживания, они
тоже и создают рабочие места, и платят налоги.

Мы понимаем, что
в той части, которая касается социальной среды, которая касается школ, которые
необходимы для наших сотрудников и для жителей города, детских садов и прочей
инфраструктуры, домов, мы сложили очень хороший проект с «ДОМ.РФ». Когда мы
начали застраивать, дальше застройка под наших сотрудников делалась по
программе «ДОМ.РФ». Мы привозим культурные мероприятия в Тобольск, инвестируем
в общественное пространство в той части, в которой это можем делать мы. Потому
что область, о чём Александр Викторович (Моор)
расскажет, имеет собственную большую программу с учётом развития и предприятия,
и города.

Если посмотреть
на создание и эксплуатацию предприятия, мы сначала напрягли 100-тысячный город
28 тысячами строительных подрядчиков. И это, помимо тех налогов, которые они
принесли, в общем-то создало достаточно большое напряжение в городе. Понятно,
что они живут отдельно, понятно, что они находятся в основном на строительной
площадке, но они в городе и вокруг города. И тема, связанная с безопасностью,
тема, связанная с мультикультурностью, тема, связанная с терпимостью, с
необходимостью поддерживать инфраструктуру города, как транспортную, так и
жилищную, социальную в этот период, – это отдельный большой блок, который мы
вместе делали. В основном мы эту ситуацию прошли и сейчас переходим в тот
период, когда мы заканчиваем строительство во втором квартале этого года и
начинаем запускать предприятия. Мы наконец выдаём налоговую базу, которая
пойдёт в город, и мы продолжаем реализовывать ту совместную программу, которая
у нас есть по развитию города, его инфраструктуры, социальной среды и прочего.

А.Моор: Ещё несколько
слов о городе Тобольске. Если город Тюмень – это административная столица
нашего региона, то город Тобольск – это духовная столица Тюменской области и
духовная столица Сибири. И это не зря, потому что в конце XVII – начале XVIII века Тобольск
был центром Тобольской губернии, которая распространялась от Уральских гор до
Аляски. Затем история города складывалась таким образом, что к концу XX века он был, на наш взгляд, незаслуженно забыт, и в
начале 2000-х годов началась активная программа по его восстановлению как
архитектурного, духовного центра. Потому что в городе Тобольске, единственном
за Уралом, есть каменный кремль. У этого кремля есть своя красная площадь. И
все эти годы мы очень активно (напомню, с начала 2000-х годов) стали заниматься
восстановлением этого кремля. Город Тобольск – 
своеобразный, там есть надгорная и подгорная части. В подгорной части
расчистили русла старых речек, сделали небольшие набережные, освещение, мостики
и дороги. Снесли старые дома, стали строить дома в неоклассическом стиле. Город
стал меняться, а самое главное, стали меняться его жители.

Несомненно,
скорость изменений города и городских пространств резко увеличилась, когда
пришла компания «СИБУР». Наш надёжный и многолетний партнёр, не только
крупнейший инвестор в экономику Тюменской области, не только один из крупнейших
налогоплательщиков и ответственных работодателей. Уникальность компании, на мой
взгляд, в том, что руководство заботится о своих сотрудниках не только в
периметре производственной площадки, но и заботится о том, чтобы в городе
Тобольске была создана среда для жизни и развития не только работников, но и
членов их семей. Это стало платформой, на которой мы объединились
(администрация города, правительство Тюменской области, компания «СИБУР», и самое
главное, жители города Тобольска), итогом которой стала комплексная программа
развития городской инфраструктуры.

Называется она
просто «Тобольск 2020». В этой программе более 40 объектов, которые были
выбраны путём голосования жителей Тобольска. Многие из них уже реализуются, 10
объектов связаны со спортом. Спорткомплекс «Иртыш» мы открыли. Строятся крытый
бассейн, крытый каток с искусственным льдом, будет строиться центр гимнастики.
18 объектов образования. Строим новую школу физико-математическую, детский сад
в конце 2019 года мы откроем как раз в том микрорайоне, где компактно проживают
работники и семьи компании «СИБУР» и другие тоболяки тоже. И, конечно, проекты,
связанные с благоустройством городской среды: дворы, детские площадки и крупные
общественные пространства. Мы эту программу начинали ещё в городе Тюмени, у нас
есть хороший опыт, о котором я могу тоже часами рассказывать. Вот тоболяки,
видя, как менялся город Тюмень…

И.Шувалов: А мы все знаем,
опыт Тюмени действительно отличный, и губернатор Владимир Владимирович Якушев,
он сейчас министр – мы все знаем, сколько сделано в Тюмени.

А.Моор: Кстати говоря,
идеологом и автором программы благоустройства дворов в Тюмени стал Владимир
Владимирович Якушев в 2005 году, тогда он был мэром города. Соответственно,
есть большой запрос на изменения общественных пространств. И сейчас мы два
больших парка, «Александровский сад», который находится рядом с музеем семьи
императора, который мы открыли в прошлом году в Тобольске, и «Аптекарский сад»
в надгорной части, в центральной части города Тобольска… Сейчас мы вместе с
жителями Тобольска собираем все предложения для того чтобы их реализовать, и мы
их обязательно реализуем.

И.Шувалов: Я, кстати, даже
слышал, что есть такая инициатива по превращению Тобольска в определённый
памятник как первой столицы Сибири. Есть такое дело?

А.Моор: А он и есть
первая столица Сибири. Это просто отдать дань уважения исторической
справедливости. Кстати говоря, послезавтра в Тюмени состоится презентация
фильма «Тобол», спонсором которого выступила компания «СИБУР». Как раз фильм о
том, как развивалась Тобольская губерния, как жил Тобольск в начале XVIII века. Пройдёт презентация, затем фильм выйдет на
экраны наших больших кинотеатров и по Первому каналу.

Д.Конов: Тобольск
перестал быть столицей, когда Транссиб прошёл через Тюмень. Это влияние
инфраструктуры на историческое развитие. И помимо того, что будет выступать
руководитель «Российских железных дорог», хотел бы на что обратить внимание?
Одна из больших частей нашей работы с областью – это раскрытие туристического
потенциала. Мне кажется, что в Тобольске очевидно недоиспользован туристический
потенциал. И к вопросу инфраструктуры: «Сибур», если пошутить, сэкономив деньги
на инвестиционном проекте, заходит в строительство аэропорта в Тобольске, на
что мне хотелось бы обратить внимание. Эта инфраструктурная часть, как мне
кажется, даст существенный толчок развитию туризма. Если бы можно было подумать
о федеральных программах…

И.Шувалов: А мы думаем и
сейчас. Под руководством Правительства, с новым руководством агентства будем
запускать программу, предложим её и министру, и Дмитрию Анатольевичу. Здесь
огромный потенциал и для развития экспортных услуг, и для того чтобы самим
нашим гражданам иметь первоклассную туристическую услугу внутри страны.
Суперпроект. Мы к нему чуть позже вернёмся. Тобольск может быть одной из очень
важных точек для этого проекта.

Дмитрий
Анатольевич, Вы, завершая выступление, рассказали про Сергея Павловича
Королёва. Мы с этого начали – что мы должны все быть уверены в успехе и
передать эту уверенность другим, с кем мы работаем. Смею Вас заверить, что все
или большинство в этом зале разделяют эту уверенность. Мы под руководством
Президента и Правительства этих успехов, безусловно, добьёмся, потому что
альтернативы нет.

Позвольте
пригласить пару с финальной темой. Это как раз люди, которые всё время
демонстрируют уверенность. Мы работаем уже на разных позициях долгие годы, и
это хороший пример взаимодействия субъекта Российской Федерации и крупной
инфраструктурной компании. Мы, кстати, для себя видим отдельный проект, для
ВЭБа, как мы можем через компетенции «РЖД» войти в крупные города с
организацией современного общественного транспорта. Это новый сегмент, его в
настоящий момент в российской экономике нет. Я надеюсь, что мы сможем этот
проект показать.

С.Воскресенский:
Благодаря
стараниям и творческому подходу «Российских железных дорог» у нас появилось
чудо: город Иваново связался комфортным железнодорожным сообщением с главным
экономическим центром страны, с Москвой. Это важно, поскольку до этого до
Иваново добираться было очень неудобно: либо автомобилем 6 часов, либо ночным
поездом свыше 7 часов. Сейчас это 3 часа 41 минута. Сейчас это четыре пары, то
есть четыре поезда в одну сторону и в другую сторону. И я хотел сказать о
результатах. С понедельника у нас новая «Ласточка». Понедельник, вторник, среда
– загрузка 72%.

Я хочу
обратиться к присутствующим здесь компаниям-инвесторам. У нас очень хорошая
энергетика в регионе. Без всякой раскрутки, посмотрите на цифры «РЖД». Если к
нам придёте, будете создавать рабочие места, инвестировать, точно вас ждёт
успех.

О.Белозёров: На самом деле
этот проект уникален. Я дальше более детально расскажу. Обычно любой проект
раскручивается, должен быть раскручен, но этому проекту очень много лет, очень
много про него говорили. Я хочу покаяться, Дмитрий Анатольевич. Вы мне давали
поручение более чем три года назад разобраться, как можно доехать быстро в
Иваново. И я, честно говоря, тогда через небольшой промежуток времени с моими
бывшими коллегами написал Вам, что это стоит очень много денег и сделать это
быстро практически невозможно. Но изменились обстоятельства. Пришёл новый
губернатор, я поменял подчинённых – и вот результат.

С.Воскресенский:
Что
важно, это не просто «Ласточка». Это сказалось немедленно на экономике города и
региона. У нас две достаточно крупные компании приняли решение о том, что
теперь связь комфортная. Менеджмент среднего звена может одним днём комфортно
добраться до Иваново, поэтому они приняли решение разместить подразделения
своих компаний именно у нас, в городе Иваново.

Кстати говоря,
на полях форума мы принципиально договорились ещё с одной крупной компанией о
создании такого же офиса.

Но ещё
интересно, что до трети пассажиров «Ласточки» – это жители малых городов
России. И получается, что для них стала доступней Москва, а для жителей
мегаполисов стали доступны малые города нашей прекрасной Ивановской области.

Почему
это важно? В малых городах жизнь устроена совсем по-другому, и они имеют свои
преимущества перед мегаполисами. Это и другая среда, и другая экология, это
другой темп жизни, это больше времени для саморазвития, в том числе время на
семью, время для духовного развития, что особенно важно. И пользуясь этими
преимуществами, надо эти города развивать.

Я
стараюсь как можно чаще бывать в наших малых городах, и вот почему. Во-первых,
я их очень люблю. Это часть нашей истории, они ближе к традициям. Знаете, для
селян, например, малые города России – это такие центры микровселенных. Но ещё,
откровенно говоря, люди там живут очень непросто, зачастую очень трудно:
проблема с работой, не везде, в большинстве мест не очень хорошая медицина. Моя
задача как губернатора это всё менять и как раз воспользоваться преимуществами
малых городов, чтобы дать им развитие.

Работа
с экономикой в малом городе строится совсем по-другому. Да, есть примеры захода
крупных компаний, но, как правило, это сложно. Всё-таки рынок маленького города
небольшой, поэтому особая важность – это комфортная среда для малого бизнеса.

Что
мы делаем в Ивановской области? Для нас малые города – это особый приоритет. Мы
работаем прежде всего с комфортной городской средой и с инфраструктурой. Я
приведу конкретный пример. Это город Палех, здесь есть фотография. Мы в этом
году подошли комплексно к его развитию, вместе с «ДОМ.РФ», архитектурным бюро
«Стрелка» и, главное, вместе с жителями (это было очень активное обсуждение)
преобразили городскую среду Палеха. Одновременно была налажена инфраструктура.
Палех, как и несколько других очень важных для культуры и истории России
городов Ивановской области, располагается на дороге Иваново – Нижний Новгород.
И мы в прошлом году начали ремонт этой дороги. Результат не заставил себя
ждать. Буквально за несколько месяцев был реализован проект. Оценка малого
бизнеса города Палеха – их выручка выросла почти в два раза.

В
планах у нас преобразить все малые города нашей Ивановской области. В этом году
мы приступаем к Гаврилову Посаду, Юрьевцу, Кинешме. В будущем будем добиваться
улучшения качества жизни во всех малых городах нашей области. Уверен, что это
особый потенциал.

Особое
внимание надо им уделить и в ходе реализации национальных проектов. Позавчера
был госсовет по жилью, там поднимался этот вопрос. Если большие города – это
прежде всего многоквартирные дома и там зачастую сосредоточено жилищное
строительство, то малые города – это зачастую индивидуальное жилищное
строительство. Не секрет, что кредитные ставки для граждан там гораздо выше.
Ведь это не ипотечный, а потребительский кредит…

И.Шувалов: Станислав
Сергеевич, Вы всё-таки дайте возможность руководителю «РЖД» сказать, готов ли
он идти в города с компетенцией по развитию общественного транспорта или нет?

О.Белозёров: Железнодорожный
транспорт – транспорт будущего. Это экология, это чистота, это удобство, это Wi-Fi, это возможность
работать, это своё пространство, для того чтобы воспользоваться перемещением в
городе. Это городской транспорт. Мы за последнее время очень многое сделали для
того, чтобы внутри городов выстроить хорошую логистику. Но это не только
железнодорожный транспорт. Это бесшовная технология, это железная дорога, это
такси, это автобусы. У нас есть пригородные компании, все знают. В ряде случаев
это наши дочерние и совместные предприятия с регионами, и мы считаем, что те
компетенции, которые мы сейчас совместно развили, могут быть востребованы в
городах, для того чтобы эти бесшовные технологии создать. У нас есть деньги на
развитие именно таких технологий, причём эти деньги создают кумулятивный эффект в городах, они снижают затраты.

Мы начали с себя, мы очень серьёзно изменились,
снизили себестоимость наших предложений регионам, гражданам, и это дало
определённый результат. Сейчас мы можем это совместить с абсолютно новой
культурой взаимоотношений с другими видами транспорта, и думаю, что и в больших
городах, и в малых городах это будет иметь результат. Если можно, в качестве
примера приведу пятницу прошлой недели, когда Сергей Семёнович (Собянин) объявил этот год Годом
железных дорог в Москве, потому что за этот год мы должны увеличить
пассажиропоток в крупнейшем городе на 1,3 миллиона человек.

А закончить своё
краткое выступление я бы хотел другой цитатой, Дмитрий Анатольевич, из Вашего
выступления, тоже про Королёва. Как говорят, боюсь, но скажу: все экспертные
заключения в отношении ВСМ, что Луна твёрдая, мы подготовили. Нужно запускать,
потому что агломерации будут выглядеть абсолютно по-другому. Мы посчитали
эффекты, не железнодорожные, а агломерационные, и на сегодняшний момент страна
будет выглядеть с введением нового такого элемента абсолютно по-другому, мы
решим большое количество проблем.

С.Воскресенский: Что очень
важно? Сейчас идёт большая программа «Комфортная городская среда». Что выяснилось,
на Госсовете это обсуждали, – кадров-то нет. Очень мало профессионалов, которые
бы по-современному, извините, а не по-советски подошли к преображению среды.

Очень сильная
программа «Архитекторы России». Одна из выпускниц этой программы у меня в правительстве
сейчас в Ивановской области трудится, занимается комфортной городской средой.
Мы, например, набрали студентов и по методикам этой программы будем готовить
свою команду. И, думаю, что это надо делать везде. Почему? Ведь как жить в
малом городе, особенно в малом городе, должны решать прежде всего жители. И
поэтому важно воспитать такие команды именно на местах, чтобы не из Москвы этим
командовать. Именно на местах люди должны преображать профессионально места для
жизни. Тогда не будет хотеться уезжать, будет хотеться остаться, остаться со
своими традициями и развивать свой любимый малый город.

И.Шувалов: Насколько я
знаю, есть выпускники этой программы в зале. Есть? Поднимите руки, пожалуйста.
Есть. Здо́рово. Спасибо, ребята, что пришли. Как вам эта программа? Её надо
продолжать?

Реплики: Да!

И.Шувалов:
Олег
Валентинович (обращаясь к О.Белозёрову),
это совершенно новый проект, когда крупная федеральная компания может
предоставить свой ресурс для того, чтобы транспортная ситуация в городе
полностью изменилась. Но это правильно, потому что там для вас дополнительная
стоимость, там для вас новые компетенции и там для вас новый клиент. А часто
этот клиент пользуется самыми разными услугами и будет пользоваться. Поэтому
при поддержке ВЭБа мы готовы этот проект вместе развивать.

О.Белозёров: Игорь Иванович.
Вам огромное спасибо! Эти бесшовные технологии без вашего участия мы не
сделаем.

И.Шувалов:
Дмитрий
Анатольевич! Мы начали с того, что у нас теперь существует возможность
координации институтов развития. И это было Ваше решение. По этому решению,
которое закреплено и в законе, и Вашим решением, теперь осуществляется
координация ВЭБа, корпорации МСП, РЭЦа и «ДОМ.РФ». И в каждом сегменте этой
координации у нас образуется своя ответственность, но в совокупности это,
конечно же, новые возможности каждого города.

Мы, конечно,
будем заниматься крупными нефтехимическими и газохимическими компаниями. Мы
будем заниматься крупными промышленными компаниями, которые выносим на Ваше
решение, – там, где Вы руководитель наблюдательного совета. Мы все эти проекты
будем вести. Но хотим сделать так, чтобы эта жизнь в городах, которая должна
стать иной, стала нашей первостепенной ответственностью. Мы под Вашим
руководством, и координируя все институты развития, эту работу будем выполнять.
Будьте уверены, мы не опозоримся.

Фото: Круглый стол «Экономика городского комфорта» государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»

Круглый стол «Экономика городского комфорта»

Д.Медведев: Тема, которую вы подняли, –
она очень важна. Потому что мы все
живём не в каком-то безвоздушном пространстве, мы живём в нормальных населённых
пунктах – больших городах, средних городах, малых городах, в деревнях. Но везде
должно быть устроено нормальное жизненное пространство, должна быть просто
нормальная жизнь. Поэтому и этот национальный проект [«Жильё и городская
среда»
], и всё, о чём коллеги говорили, – это именно про нормальную человеческую жизнь в тех населённых пунктах,
где мы живём. Я не хочу сказать, что это главное, чем мы занимаемся. Очевидно,
что и образование, и здравоохранение для обычного человека не менее важны, но
всё-таки если посмотреть, как люди реагируют на те или иные решения, которые мы
принимаем, прежде всего они видят то, что происходит вокруг них.

Коллеги сейчас рассказывали по поводу того,
как важно иметь возможность добраться из столицы, допустим, в тот или иной
город, подвести дорогу. Чтобы пришла компания (предприятие), которая решит
целый ряд задач, включая рабочие места, обустройство территории и так далее. И
вот это действительно воспринимается как реальные перемены к лучшему. Я
сегодня, когда выступал на пленарном заседании, сказал, что успех наших
национальных проектов будет гражданами нашей страны определяться по небольшим
сначала, а потом более значительным изменениям вокруг нас. Именно поэтому мы
должны сконцентрировать на этом направлении свои усилия. Место для ВЭБа здесь,
безусловно, найдётся. Я рад, что вы взяли на себя часть этой работы именно как
институт развития. Ровно поэтому я принимал решение о том, чтобы передать вам
ряд координирующих функций по этому направлению, и просил бы вас этим
заниматься.

Но вот здесь коллеги рассказывали о том, как, например, ведутся
архитектурные, планировочные работы. Упоминается целый ряд крупных московских
структур, которые этим занимаются. Они классные. Они реально очень крутые. Но
плохо, что, если у нас что-то такое возникает – в Палехе, например, при всём
уважении, город маленький совсем, – нужно обязательно тянуть команду из Москвы,
местной команды нет. И это касается почти всех регионов нашей страны.

Нам нужно, я здесь согласен с нашим коллегой
Станиславом Воскресенским, сделать так, чтобы такие команды возникли в каждом
центре субъекта Федерации. Чтобы не нужно было бежать в Москву, платить,
кстати, большие деньги, потому что столичные команды всегда дороже, а чтобы вот
такие компактные, патриотично настроенные местные команды могли выдавать
архитектурно-планировочные решения, могли заниматься подрядными работами.

На это, мне кажется, нужно обязательно потратить
наши усилия.

И.Шувалов:
Дмитрий Анатольевич, мы, когда обсуждали и программу образования, и то, какие
есть успехи у Рустама Нургалиевича (Минниханова),
договорились, что будем сейчас наращивать компетенцию не только в столице, но и
вот, например, Рустам Нургалиевич считает, что под руководством Наталии Фишман
может быть образовано в Татарстане бюро, которое будет многим регионам
помогать. Мы это Ваше указание и ориентировки будем выполнять.

И, конечно, будем через конкурс архитекторов и через
образовательные программы пытаться создавать такие центры, чтобы они были в самых
разных частях нашей страны. Мы понимаем эту важность.

Дмитрий Анатольевич, пожалуйста, поддержите
образовательную программу. Она очень важна, она стоит денег. Но то, что мы Вам
докладывали по успеху по моногородам, – как Вы скажете, так мы и поступим. Но
мы просим дать старт немедленно тому, чтобы 100 крупнейших городов начали по
определённому графику готовиться к тому, что им придётся такую программу
пройти. А остальные города, как будут готовы, вместе с губернаторами мы
отработаем соответствующий график, и в течение пяти лет все должны
соответствующие знания получить и отработать.

Д.Медведев:
Я не против. Но я вот у Виталия Леонтьевича Мутко спросил: а деньги какие будем
брать, откуда?

Реплика:
Федеральные.

(смех)

Д.Медведев:
Вот это откровенно. Давайте мы подумаем. Идея хорошая по поводу того, чтобы
взять условно 100 городов и начать готовить образовательные программы, для того
чтобы там возникли современные управленческие команды. Я просил бы (хотя ВЭБ
тоже имеет отношение к федеральным деньгам) продумать вариант финансирования,
используя и непосредственно федеральный ресурс, и ваши возможности. Поскольку Вы же готовы эту тему вести? Давайте мы посмотрим.
Естественно, надо будет привлечь сюда и какие-то учебные заведения, которые
могли бы этим заниматься, и какие-то крупные компании можно посмотреть. У нас
любят такими тренингами заниматься и в крупных компаниях.

И.Шувалов: Хорошо, Дмитрий Анатольевич, мы это сделаем. И я бы хотел буквально,
что называется, мосточек переложить к тому, что мы услышали в рамках пленарной
сессии. Там говорилось про ответственность субъектов, про огромные средства –
26 трлн рублей – и конкретные цифры. Это идея Министра по экономике Максима
Станиславовича (Орешкина), что все проекты
должны иметь преломление, что все большие цифры должны в итоге этой работы так
сконцентрироваться в отдельном муниципальном образовании, от образования до
здравоохранения, комфортной среды и всех остальных, где мы понимаем
ответственность каждого уровня. Но там должна измениться жизнь.

Д.Медведев: Да, Игорь Иванович, Вы правильно говорите. Я ещё раз хочу сказать: мы
не должны увлекаться игрой в цифры. Я сегодня эту цифру назвал – 26 трлн
рублей! Это гигантские деньги. Но когда мы говорим об этом, мы не должны
забывать, что у людей, которые слышат эти цифры, всё это сразу же
конвертируется в размышления: «А что у меня изменилось?». Вот это важнее всего.
Вы правильно говорите: большие деньги довести до муниципалитетов, привлечь
частное финансирование и чтобы изменилась жизнь – вот это ключевая вещь.

Сегодня, уважаемые коллеги, вот в этом красивом зале вы говорили о том,
что наша страна развивается городами, в том числе агломерациями. Это
справедливо. Но закончу я, знаете, чем? Мы должны сделать всё, чтобы жизнь в
городах стала комфортной, но не надо забывать про деревню. Там тоже живут
граждане нашей страны, и мы туда тоже должны направлять очень значительные
ресурсы.

Источник


Мы будем рады и вашему мнению

      Оставить отзыв