12 февраля состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности

12 февраля под председательством председателя Комитета С.А.Гаврилова состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.

Первым вопросом повестки дня был рассмотрен проект федерального закона № 347027-6 «О внесении изменения в статью 42 Федерального закона «Об акционерных обществах» (в части обязательной выплаты дивидендов). Законопроект дополняет пункт 2 статьи 42 Федерального закона «Об акционерных обществах» положением, в соответствии с которым при наличии у акционерного общества чистой прибыли общество обязывается направлять на выплату дивидендов не менее 15 процентов чистой прибыли.

По мнению депутатов, данный законопроект можно рассматривать в контексте обеспечения прав акционеров на получение дохода на вложенный капитал. Депутаты отметили, что многие акционерные общества не имеют четкой, понятной и привлекательной для акционеров дивидендной политики, что в конечном итоге повышает инвестиционные риски.

Вместе с тем, по мнению Комитета, в законодательном решении вопроса о выплате акционерными обществами дивидендов не представляется возможным и целесообразным идти по пути принятия нормативных актов, безусловно обязывающих общества регулярно выплачивать дивиденды. Очевидно, что для многих акционерных обществ обязательное направление 15 процентов чистой прибыли на выплату дивидендов может создать серьезные финансовые трудности. Кроме того, направление значительной части прибыли акционерного общества на выплату дивидендов может не соответствовать интересам большинства акционеров, заинтересованных в долгосрочном развитии своей компании и вложивших в развитие своего бизнеса немалые средства. Как следствие, это будет провоцировать акционерные общества на манипулирование данными бухгалтерской отчетности и занижение прибыли, что в свою очередь может привести к недополучению налоговых доходов бюджетами различных уровней.

Было также отмечено, что данный законопроект не будет способствовать ощутимому повышению уровня материальных доходов подавляющего большинства акционеров вследствие незначительного количества принадлежащих каждому из них акций. Таким образом, рассматриваемый законопроект, с одной стороны, не будет способствовать повышению благосостояния значительного числа граждан, а, с другой, – будет способствовать оттоку капитала из сферы предпринимательской деятельности в сферу потребления, что в нынешних экономических условиях вряд ли является оправданным.

Кроме того, законопроект создает внутренние противоречия в Федеральном законе «Об акционерных обществах». Предлагаемое законопроектом положение нуждается в согласовании с положениями пунктов 3 и 4 статьи 42 указанного федерального закона, в соответствии с которыми решение о выплате дивидендов принимается общим собранием акционеров. Законопроект не содержит предписаний для случаев, когда общее собрание акционеров не примет решения о выплате дивидендов. Также законопроект противоречит положениям статьи 43 ФЗ «Об акционерных обществах», которые определяют случаи, когда общество не может выплачивать дивиденды.

Кроме того, законопроект не устанавливает периодичности выплат дивидендов в случае отсутствия решения общего собрания акционеров о выплате дивидендов.

В ходе обсуждения законопроекта было высказано мнение, что дивиденды не могут рассматриваться как гарантированный источник доходов и целью их выплат не должно быть решение социальных проблем отдельных категорий граждан. Депутаты сочли нецелесообразным изменять существующий правовой механизм принятия решений о выплате дивидендов и их размере, который основан на волеизъявлении большинства акционеров.

По результатам обсуждения Комитет принял решение об отклонении законопроекта.

Вторым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели заключения Комитета по проектам федеральных законов № 408724-6 “О национальном исследовательском центре “Институт имени Н.Е.Жуковского” и № 408718-6 “О внесении изменений в статьи 2 и 9 Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” и статью 5 Федерального закона “Об автономных учреждениях” в связи с принятием Федерального закона “О национальном исследовательском центре “Институт имени Н.Е.Жуковского”.

Законопроект № 408724-6 “О национальном исследовательском центре “Институт имени Н.Е.Жуковского”предусматривает формирование вертикально-интегрированной структуры “Национального исследовательского центра имени Н.Е.Жуковского” (далее – Центр) в форме федерального государственного бюджетного учреждения, на которое предлагается возложить от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, входящих в состав Центра. Кроме того, Центр с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного федерального органа исполнительной власти будет выступать в качестве учредителя или участника хозяйствующих обществ, функционирующих в сфере деятельности Центра.

Законопроектом установлены цели деятельности Центра, которыми являются организация и проведение научных работ, создание новых технологий по приоритетам развития авиационной техники, внедрение в производство научных разработок, использование научных достижений в области авиастроения. Центр разрабатывает проект плана своей деятельности по развитию науки технологий в авиастроении, который подлежит утверждению Правительством Российской Федерации.

В ходе обсуждения законопроекта депутаты выразили поддержку концепции законопроекта, состоящую в создании вертикально-интегрированной структуры, объединяющей научные и производственные организации в сфере авиастроения. Такое объединение, по мнению членов Комитета, представляется наиболее эффективной мерой по модернизации отечественного авиастроения – сферы экономики, которая имеет исключительно важное значение для развития экономики страны и обеспечения безопасности государства.

Федеральное государственное бюджетное учреждение, в форме которого будет функционировать Центр является оптимальной с точки зрения прозрачности производственной и финансовой деятельности, а также имущественных отношений. Все имущество сохраняется в федеральной собственности.

Депутаты высказали позицию, что при подготовке законопроекта ко второму чтению в целях повышения роли Федерального Собрания Российской Федерации в контроле за эффективностью расходов средств федерального бюджета, направляемых на реализацию программ деятельности Центра, целесообразно дополнить состав наблюдательного совета Центра одним представителем Государственной Думы и одним представителем Совета Федерации.

Депутаты рекомендовали Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.

Второй законопроект № 408718-6 “О внесении изменений в статьи 2 и 9 Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” и статью 5 Федерального закона “Об автономных учреждениях” в связи с принятием Федерального закона “О национальном исследовательском центре “Институт имени Н.Е.Жуковского” имеет юридико-технический характер и предусматривает приведение правовых норм Федеральных законов “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” и “Об автономных учреждениях” в соответствие с Федеральным законом “О национальном исследовательском центре имени Н.Е.Жуковского”. Таким образом данный законопроект также был рекомендован Комитетом по вопросам собственности к принятию в первом чтении.

Источник:www.duma.gov.ru

Оставьте комментарий